Начнем с того, что данные параметры определяет ГОСТ 23118-2012, который носит название «Конструкции стальные строительные». Его редакция утверждена МНТКС* России еще в 2012 году. А в законную силу он вступил с 1 июля 2013 года.

Принятие этого госстандарта отменило сразу три ранее действующих ГОСТа:

  • 23118-99;
  • 23118-78;
  • 4.253-80.

Кроме того, новая редакция упразднила действие СНиП III-18-75. Данное положение регламентируется Постановлением № 39 от 19.10.99. Оно регулирует стандарты для металлоконструкций, на основе которых будут возведены здания в регионах с любым климатом и сейсмоопасностью не выше 9 баллов. Важным условием является применение марок стали до C 440.

ГОСТ действует для серийного выпуска металлоконструкций, а также на разовые заказы, для производства которых не разрабатываются техусловия. Помимо прочего, госстандарт конкретизирует качество:

  • соединений, осуществленных методом сварки;
  • антикоррозийного покрытия;
  • отверстий для болтовых, клепаных соединений;
  • максимально допустимое отклонение от размеров, заданных проектом;
  • и проч.

Параметры сварных швов по ГОСТу

Стандарт качества делит сварные соединения по трем категориям:

  • I-я (высокий уровень),
  • II-я (средний),
  • III-я (низкий).

Параметры, которые предъявляются к каждому из них, подробно перечислены в Приложении Б к действующему ГОСТу. Помимо прочего, в нем указаны следующие моменты.

В местах сварных стыков недопустимы:

  • ни в каком виде трещины любого вида, размера, направления;
  • наплывы по внешнему контуру шва;
  • газовые полости и свищи, превышающие 2 мм для I-й категории работ и 4 мм для III-й;
  • непроваренные и несплавленные участки шва при выполнении работ с высоким уровнем качества;
  • крупные шлаковключения, а также вкрапления металлов, не предусмотренных составом сплава (например, присутствие меди или вольфрама);
  • слишком глубокое проплавление шва, выходящее за его корень;
  • прилипшие застывшие металлические брызги;
  • дефекты материала, возникшие после того, как были удалены временные приспособления, которые использовались при сварке;
  • уменьшение проектной толщины металла после шлифовки таких мест;
  • и др.

Также ГОСТ регламентирует другие обязательные моменты:

  • плавные срезы;
  • постепенный переход от шва к поверхности основного металла;
  • отсутствие слишком больших или чересчур маленьких зазоров между элементами;
  • допустимо увеличение катета углового шва от 2 до 5 миллиметров;
  • в то время, как его уменьшение является причиной выбраковки;
  • и проч.

Контроль качества сварных швов проводится такими методами, как визуальный, измерительный, ультразвуковой, радиографический, механические испытания. Для тех изделий, где возможно появление холодных и слоистых трещин к методам контроля прибегают спустя 48 часов после завершения сварных работ.


Обязательным условием является проведение операционного контроля до нанесения защиты от коррозии и окрашивания.


Требования к защитному покрытию

Пункты 4.4-4.8 ГОСТа регламентируют, каким параметрам должна соответствовать антикоррозийная защита. Ее способы перечисляются в рабочей документации к проекту металлоконструкции. Кроме того, они стандартизируются СНиПом 2.03.11. Периодичность, с которой нужно заново наносить защиту, необходимо указывать в ТУ к изделию или в проекте.

К числу важных моментов относится тот факт, что наносить антикоррозионное покрытие на сталь необходимо непосредственно в заводских условиях. Есть лишь несколько исключений, когда допустимо это делать в момент монтажа металлических конструкций.

Если часть покрытия повреждена во время:

  1. Транспортировки к стройплощадке, в момент хранения изделия или его монтажа.
  2. Цветовой маркировки стали.
  3. Мероприятий по согласованию с заказчиком.
  4. Удаления заводской маркировки, нанесенной любым методом (клеймением, наклеиванием пленки, покрытием цветным лаком и др.).

Также на месте производится грунтовка, нанесение краски и металлизация высокопрочных болтовых соединений на участок монтажной сварки по обе стороны на расстоянии 10 см.


Отдельным ГОСТом определяется то, насколько хорошо металлическая поверхность очищена и обезжирена перед нанесением краски. А уровень зачистки от окислов указан в СНиПе 2.03.11.

Выбор краски или защитного лака зависит от агрессивности среды, в которой будет использоваться металлоконструкция. Согласно ГОСТу 9.032 она делится на несколько классов.

От 4 до 5 класса – эксплуатация допускается в сильно- и среднеагрессивной среде.

От 5 до 6 – в условиях слабого агрессивного воздействия;

До 7 – при отсутствии такового.

Нормативы для отверстий под заклепочные и болтовые соединения

Их диаметры, рассчитанные на три класса точности, регламентируются:

  • рабочей документацией проекта;
  • ГОСТом 1759;
  • СНиПом II-23;

Для высокопрочных болтов действуют ГОСТы 22353 и 22356.

Согласно перечисленным документам, проделывать отверстия разрешено в заводских условиях, кроме тех, что рабочая документация предписывает производить на месте монтажа. В качестве регламентированных методов указывается два:

  • сверление;
  • продавливание.

Предельно допустимое отклонение для пазов, выполненных первым методом - 0,6 мм при их величине до 17 мм. При размерах диаметра свыше 17 мм норма увеличивается до 1,5 мм. При этом величина отверстий, проделанных вторым методом, не может составлять свыше 1,5 мм от номинального размера.

Уклон оси во время проделывания выемки ограничен 2 миллиметрами при аппаратном способе клёпки и 3 миллиметрами при ручном (выполненным пневматическим методом).

Также если проект предполагает сборку металлоконструкций на основе болтовых соединений в условиях предприятия-изготовителя и транспортировку крупноузловыми частями, этого обязательно придерживаться. Такой подход позволяет осуществлять контрольную и общую сборку максимально качественно.

Требования к комплектности и условиям доставки

  • Заказ должен быть поставлен заказчику в комплекте. Его составность указывается в рабочем проекте и ТУ.
  • Вместе с металлоконструкциями поставка должна комплектоваться: рабочим проектом, по которому будет осуществлен монтаж, паспортом продукции. Их детализация оговаривается в договоре на оказание услуг.

Если условия транспортировки заказчика или отгрузки изготовителя предусматривают необходимость членения поставки на отдельные блоки, это допустимо. При этом соблюдается ряд условий.

  1. Конструктивные узлы в целом и единичные элементы от начала и до конца погрузки, разгрузки, перевозки обязаны сохранить габариты и геометрию форм, предусмотренные проектом.
  2. Каждый блок комплектуется строповкой – оборудованием для погрузо-разгрузочных процессов – и креплениями для фиксации изделия во время перевозки.

***

Помимо перечисленных позиций в ГОСте 23118-2012 прописаны практически все возможные требования к изготовлению стальных металлоконструкций. В том числе: точность элементов сборного комплекта, особенности нанесения маркировки, условия упаковки и правила приемки службой техконтроля заказчика. Остается лишь изучить их и использовать как руководство к действию.

*Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации, техническому нормированию и оценке соответствия в строительстве.


Возврат к списку